Про веру и сомнение
Периодически меня накрывает благоговейным удивлением от того, как устроены некоторые вещи.
Креативность состоит в принципиальном противоречии со скептицизмом.
Скептицизм очень важен. Он находится в основании научного метода, поэтому фактически определяет насколько точную картину мира мы можем для себя построить. Без здорового скептицизма на личном уровне нас ждет куча проблем и ям. Начиная с опасной доверчивости (привет, эра remote мошенничества) и заканчивая сложностями в выборе собственного пути в жизни (это про скептицизм по отношению к воспитанному другими представлению о себе).
Но скептицизм противоречит креативности. Он уничтожает творческий полет еще на взлетной полосе. В основе скептицизма — сомнение, а в основе творчества, уж извините, — вера. Ни на чем не основанная вера, что вот эта идея, мысль имеет ценность и может быть доведена до чего-то реального, полезного и возможно даже прекрасного.
Творческому человеку нужен скептицизм и по определению никуда без креативности. Но одновременно эти позиции не работают. Поэтому творческий человек вынужден между ними переключаться. Нагенерировал — оценил и отсеял, еще набросал — еще раз прошелся граблями и критически отбросил лишнее. И так до победного.
Это требует практики. Я подозреваю, что у разных людей по-разному. Мне, например, скорее сложно не свалиться в самокритику в самом процессе творчества. Думаю найдутся и те, которым сложно остановить полет фантазии из-за страха выпустить наружу кровожадного самокритика.
Для начала полезно помнить, что скептическое и творческое отношение к делу, как вода и масло, не смешиваются. Для начала достаточно себе об этом просто напоминать. И если вы находитесь в творческом процессе, то не нужно посередине пути разрешать себе скрупулезные анатомические разборы того, что получилось. И наоборот.