September 6

Про обратную сторону гиперподуктивности

У меня маленькая компания, я очень много чего делаю сам, поэтому мой день упакован делами очень и очень плотно. Я думаю, что обычный наёмный сотрудник даже представить себе не может с какой скоростью и эффективностью он реально может работать. Во всяком случае, когда я работал наёмным работником (далеко не самым плохим), мне бы и в голову не пришло, что такое возможно.

Продуктивность — колоссально эластичная штука. Не зная что вы там делаете у себя на работе, я могу точно сказать, что это можно делать в два раза продуктивнее. А возможно два раза в два раза продуктивнее ещё сверху. И все равно всегда будет на горизонте чувак, который вас обгоняет минимум в два раза.

Но сразу одна оговорка — я про ту продуктивность, которая зависит только от вас. В моем случае, от меня в коллективе зависит очень многое, что даёт мне огромный диапазон для повышения продуктивности. В больших коллективах, где вы рядовой сотрудник, возможности ограничены, ваша продуктивность сильно зависит от других людей и не всё так радужно, но возможности всё равно огромные.

Я не про то, что всем нужно работать продуктивнее. Я про то, что мы по большей части не подозреваем о своем реальном потенциале. Конечно же это касается не только продуктивности, но сегодня я про неё.

Так вот, у гиперпродуктивности есть нелицеприятная обратная сторона. Я заметил, что с годами я стал от неё зависим.

Закон гиперпродуктивности очень прост:

Чем больше делаешь, тем больше успеваешь

(что напоминает мне прекрасное «работа заполняет время, отпущенное на неё» из «Законов Паркинсона»)

Проблема в том, что когда у тебя мало задач, продуктивность падает настолько, что это имеет физические симптомы. Я могу засыпать на рабочем месте, чаще болит голова. Когда меня в спину не подталкивают несколько десятков задач, то вот у этих двух-трех, которые есть в данный момент на руках, кратно падает срочность. С падением срочности, мотивация тоже неизбежно падает.

В результате я наблюдаю такую картину, что мне удобнее искусственно накидать себе дополнительных задач, потому что наличие бэклога меня гарантированно очень активизирует.

К гиперпродуктивности привыкаешь. Я думаю что-то похожее испытывают адреналиновые наркоманы, для которых жизнь теряет цвета, если не залезать без страховки на какую-нибудь высоту, не прыгать с парашютом с края скалы или не перелетать на мотоцикле горящую железнодорожную цистерну. Мне уже давно не интересно сидеть и пилить одну длинную и сложную задачу в неторопливом темпе. В моем полном списке задач в любой момент времени несколько сотен пунктов и на каждый день у меня их несколько десятков (подход «три самых важных дела» вылетает в трубу примерно мгновенно). И это совершенно нормально, так можно. Я так работаю уже 15 лет. Не выгорая, ребята.

Второй минус, который меня удручает пожалуй даже сильнее, чем «зависимость» — очень сложно переключаться на семейные и бытовые активности. Переключение на семейные дела ощущается как втыкание в стоячую пробку после восьмичасовой гонки (в которой, кстати, ты чувствовал себя лидером, между прочим). Семейные дела на контрасте очень медленные и скучные. Потребовалось некоторое самовоспитание, чтобы останавливать себя от порыва вскочить снова в свой «гоночный автомобиль» и помчаться. И до сих пор требуется.

Что с этим делать — не знаю.

Вы можете успевать гораздо больше, но у этого есть своя цена.

Я предупредил.