Про любовь к рутине
У меня есть практика брать на лето практикантов-архитекторов. В какие-то годы не находится ни одного, в этом, вот, двое точно.
С практикантами и тяжело, и очень интересно. Тяжело, потому что у них обычно ноль практических навыков и у нас уходит масса времени, чтобы объяснить им азы. Но, с другой стороны, это очень интересно, потому что у студентов в целом незамутненный взгляд на профессию.
Первым в этом году у нас проходил практику Дима. Очень ответственный и целеустремленный молодой человек, знает чего хочет, прям приятно смотреть. С каждым практикантом я начинаю примерно с одного и того же — мы пытаемся разобраться в его сильных и слабых сторонах, чтобы за короткое время практики помочь ему понять, что эти слабые стороны можно прокачать. Ну и если получится, то помочь понять как прокачать мы тоже поможем.
Так вот, Дима удивил. Он сказал, что в архитектурной профессии тяжелее всего ему дается… само творчество. Вернее даже сам процесс постоянного исправления уже сделанного. То есть есть смутила сама итерационная природа творчества.
Дима вполне осознанно стремится в сторону противоположную творчеству. Типа, дайте мне лопату, я буду копать, чертить, фигачить 8 часов в день и дальше меня не трогайте. Да, вот так современное профобразование корёжит молодых людей 😪
Я опешил, потому что до Димы я не встречал архитекторов, которые бы шли в профессию не за творчеством. Наоборот, стандартная ситуация — это молодой архитектор, который настолько витает в облаках, что до пяток не дотянуться. Таких приходится приземлять, рассказывая про нормы, практику проектирования, коммуникации и рутину.
Поэтому я попытался объяснить Диме, что избегать творчества в творческой профессии стратегия проигрышная. Свою способность к творчеству точно нужно развивать, потому что она точно развивается.
В процессе творческого развития в любом случае приходится проходить этап многочисленных повторений почти одного и того же. Но наградой за это будет развитие творческой интуиции и интуиции вообще. А интуиция дает реальную возможность решать задачи эвристически, иногда почти мгновенно.
Проблема в том, что люди далекие от творчества, или, как Дима, еще пока не погрузившиеся в тему, восхищаются именно этой волшебной интуицией. Да, это выглядит эффектно, мне и самому нравится. Но правда состоит в том, что даже после 30 лет работы понимаешь, что эти интуиция всегда зиждется на любви к рутине. Да-да. Выдать идею в мгновенной вспышке мозгового штурма — прекрасное ощущение. Но хорошо если это 0,1% работы. Все остальное время заполнено рутиной, повторением примерно одного и того же десятки, сотни, тысячи раз. И именно в любви к рутине, я считаю, лежит успех в любом деле.
Если получаешь удовольствие от процесса, от постоянного исправления уже сделанного, то 99% пути автоматически приносит радость. И это очень важно.
А во-вторых, очень важно, что рутина насквозь пропитана неудачами — от ничтожных, до грохочущих провалов. И вот эта способность — любить рутину — она как раз про то, чтобы уметь игнорировать неудачи.
Если бы я сейчас давал себе совет, какое дело выбрать в жизни, то я бы себе советовал именно так — выбирай то, в чем неизбежные неудачи демотивируют тебя меньше всего.