Про теряющуюся необратимость
У меня есть маленький грязный секрет — я стараюсь ежедневно тренировать слепое десятипальцевое письмо на клавиатуре. Есть такой прекрасный сайт-тренажер - monkeytype. Попробуйте, если не боитесь утонуть в этом омуте навсегда.
Тайпинг (машинопись?) щекочет такие области головного мозга и открывает такие интересные штуки о его работе, что мне нравится даже не практический эффект от тренировки — после начального успеха развитие идет довольно медленно — а вот те самые открытия о себе. Как-нибудь напишу об этом поподробнее.
В этом тренажере ярко выражена основная специфика работы на компьютере — возможность мгновенно вернуться и исправить сделанное. Понятно, что Ctrl+Z есть везде, но именно в тайпинге для меня эффект наиболее очевиден. Бэкспейс оказывается самой часто используемой клавишей.
Компьютерные технологии это очень здорово. Но со всеми своими плюсами они незаметно отнимают у нас кое-что невзрачное, но очень ценное. Вот то самое ощущение необратимости действия. Попробуйте вместо того, чтобы наколотить текст в редакторе, написать его от руки ручкой. Я пошел дальше и в свое время взял перьевую, потому что не ищу легких путей.
Я обнаруживаю себя в двух состояниях:
— либо я пишу как дышу и тогда на бумаге остается все несовершенство моего мыслительного процесса со всеми его запинками, правками, переделками и ошибками — и это удручающее зрелище чессказать;
— либо я стараюсь записать мысли «чисто», что требует продумывания наперед, очень осторожного "писания", когда в основном работа происходит в голове, а не на бумаге.
Этот опыт все больше закрепляет меня в уверенности, что выделение времени на такие вот упражнения как минимум полезно, а вообще-то необходимо.
И в профессии, и в жизни — осознание необратимости некоторых своих действий меняет отношение к этим действиям. Действия приобретают вес. К ним приходится относиться серьезно.
Легкость, с которой можно отменить действие, разбавляет остроту ошибки или промаха, позволяя спрятаться в иллюзии, что ничего особенного не произошло. А выбор способа без возможности исправиться, необратимость, наоборот, навсегда оставляет ошибку и промах в истории. И это очень хорошо, потому что так урок от ошибки или промаха длится на порядок дольше, может быть даже всегда.
Во всем, что не представляет труда, не требует усилий, отсутствует или теряется часть того позитивного, что есть в труде и усилиях.
Возвращаясь к monkeytype — у неё есть особый режим, когда одна ошибка запарывает весь тест. Ага, как на печатной машинке или в официальном бланке, когда одна опечатка — и всё, можно начинать сначала. Это очень воспитывает.
К чему это всё — не бойтесь писать нестираемыми чернилами; эскизируйте так, как будто вы начали шедевр; не бросайте слов на ветер; уважайте необратимость.