May 31, 2023

Про субъективность качества

Уж не знаю как в других творческих профессиях, но у меня, в архитектурном проектировании, проблема совпадения заказчика и исполнителя стоит в полный рост. У нас очень много завязано на тонкие душевные материи, поэтому всякие там USP не особо работают. Вернее работают, но если люди не совпали в личностном смысле, то работа скорее всего не склеится.

Так вот, одна из граней такого совпадения — это отношение людей к качеству. Если спросить любого человека, ему не нужно «кое как», ему нужно хорошо. Но это «хорошо» у каждого cвоё, причем сильно разное.

На шкале объективного качества я располагаю себя примерно в верхней трети шкалы. То есть я часто встречаю людей, которым не нужно то качество, с которым я могу выполнить проект. Реже, но тоже встречаю заказчиков, которым нужно круче, чем я умею.

Несколько раз в жизни мне удавалось выиграть и завершить проекты, в которых у заказчика планка качества была заметно выше моей и это были очень классные трамплины собственного профессионального роста. Но чаще, конечно, такие проекты выиграть нельзя. Потому что заказчик чувствует проблему еще на подлете. Со мной это тоже работает. Да с любым работает.

Выиграть и сделать проект для заказчика, у которого планка качества ниже — не проблема. Но процесс будет вряд ли очень приятный, поэтому нужно себя спросить зачем такие проекты выигрывать.

С опытом у меня развился навык довольно быстрого тестирования заказчика на его представление о качестве. И это, я считаю, навык, экономящий кучу сил и здоровья. Попытка сделать лучше чем надо часто ведет к выгоранию и в общем случае убыточно. А позднее понимание того, что не вытягиваешь более высокие стандарты качества приводят к потере проекта и часто имиджа.

Поэтому очень важно с новым заказчиком еще на берегу разбираться что для него значит «сделать хорошо». Еще, кстати, очень полезно заодно выяснить что для него значит «сделать быстро», но это другая история. Если ваши представления о качестве сильно не совпадают, то нужно сильно задуматься браться ли вообще за работу и если да, то как.

И да, я считаю, что для творческого специалиста не делать работу ниже своей планки качества — это закон. Пусть даже это представление о качестве и субъективно.