Как начать креативный бизнес и не угробить его в первые три года
Я в креативном бизнесе без малого 30 лет. Креативный бизнес непыльный, поэтому в нем большая конкуренция. Это минус. Однако в творческой среде легко отличаться от других. Это плюс.
Важно сразу научиться отличаться от других. Отличаться можно по-разному. Можно отличаться авторским стилем, подачей, стилем общения с заказчиком, можно способами продвижения.
Креативному бизнесу противопоказано совпадать с другим креативным бизнесом — как только есть две компании (или автора), которые в глазах Заказчика похожи — он будет выбирать кошельком. Кошельком можно допускать выбор бетонной смеси, картошки или карандашей. Креативный бизнес приятен тем, что, в отличие от других видов бизнеса, его относительно легко дифференцировать. Дифференцируйте.
С первого дня учитесь хранить контакты с живыми людьми — это самый ценный ресурс. Важно запоминать и плохих, и нейтральных, и хороших. Жизнь так устроена, что невозможно предсказать где и при каких условиях вы встретитесь.
Контакты нужны не просто так — они нужны для продвижения, взаимных рекомендаций. Нужно хранить контакты заказчиков, но также нужно хранить контакты и всех, кто может с ними контактировать, любыми партнерами.
Как пользоваться контактами — постоянно напоминать им о том, что вы существуете и что вы делаете что-то интересное. Уже всем понятно, но на всякий случай – бомбить сообщениями "купи-купи" не работает (и никогда не работало). Задача не разрывать связь с контактом и мягко но постоянно о себе напоминать.
Контакты в соцмедиа тоже важны и могут быть полезны, но в целом их лучше воспринимать скорее как заинтересованных наблюдателей (даже если это личные друзья).
3. Научитесь делить время между работой и продвижением.
В креативном бизнесе планировать свое время очень сложно, особенно если вы только начинаете и особенно если тащитесь от того что делаете. Тем более важно понять одну вещь – деятельность по продвижению как правило важнее, чем текущие проекты. Если у вас нет проекта, но хорошо поставлен маркетинг, проект точно прилетит. Если у вас есть проект, но продвижения нет, то следующий проект может и скорее всего не прилетит.
Необходимо опытным путем определить для себя баланс между затратами времени на то, что вам непосредственно приносит деньги и тем, что вам приносит проекты. Например, у меня этот баланс 2:1. Это означает, что в среднем за месяц я трачу примерно треть времени на продвижение, даже если у меня куча проектов. Если не хватает времени на проекты, надо думать об аутсорсе или увеличении штата.
Но и наоборот – и это специфика креативного бизнеса – если у вас поставлено продвижение, но нет проектов – это возможность сделать работу "on the spec" - делайте работу для портфолио, участвуйте в конкурсах. Желательно все время иметь несколько творческих задач, которые можно делать в паузах.
Креативный бизнес имеет резко пульсирующий график - сегодня вал, завтра пусто. Но в наших силах с одной стороны этот график сгладить, а с другой стороны научить себя быстро переключаться.
Мысль очень простая, но некоторые (я в том числе) доходят до нее через годы — все, что вы делаете, нужно уметь превращать в презентацию своего таланта. Это работяга после рабочего дня не сможет красиво описать, что он сделал. Вы - творческий профессионал - обо всем, что вы сделали, вы можете рассказать интересно. Делайте это. Оформляйте и публикуйте. Когда вы что-то делаете, сразу думайте как вы будете это оформлять. В том числе поэтому отказывайтесь делать лажу, результат ниже своего стандарта качества. Сделаете - не сможете показать, не сможете гордиться.
5. Готовьтесь к росту заранее.
Хотя креативный бизнес перенасыщен руками, правильного человека, как и везде, найти сложно. Поэтому начинайте искать сразу. Замечайте подходящих вам людей, запоминайте (см. пункт 2). Ищите по складу ума и ценностям, а не по знаниям и навыкам - знания и навыки меняются, ум и ценности как правило нет.